Свободные новости
Поcледние статьи

НЕ МУДРСТВУЯ: ВМЕСТО ТОНКОЙ НАСТРОЙКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОСТО ПОВЫШАЕТ СТАВКИ НАЛОГОВ

НЕ МУДРСТВУЯ: ВМЕСТО ТОНКОЙ НАСТРОЙКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОСТО ПОВЫШАЕТ СТАВКИ НАЛОГОВ

Владимир Путин подписал закон о повышении уровня НДС с 18 до 20%, принятый буквально за месяц (в отличие от пенсионной реформы). Бизнес привычно немного побурчал, но долго бурчать опасно, и эта тема практически исчезла не только из общественно-политических, но и деловых СМИ. А зря: потому как в целом влияние этого налога на общество значительно выше, чем непосредственно касающееся в основном граждан предпенсионного возраста пенсионной реформы (молодежь о пенсии пока думает мало). НДС затрагивает практически всех, да и собрать в бюджет ежегодно таким образом предполагается намного больше, чем сэкономить на повышении пенсионного возраста.

Налог на добавленную стоимость можно назвать главным источником доходов в федеральный бюджет, начиная с его введения в 1992 г. (в советский период основные доходы бюджета формировались за счет налога на прибыль, который в условиях высокой инфляции начала 90-х стал мало актуален). Сейчас, по официальным данным Министерства финансов за 2017 г., из 14 трлн. 720 млрд. рублей доходов НДС составил 5 трлн. 89 млрд. рублей (чуть более 3 трлн. — внутренний НДС, чуть более 2 трлн. — внешний, на ввозимые в Россию товары).

Это больше, чем уплачиваемые производителями сырья, прежде всего углеводородов, НДПИ (3 трлн. 879 млрд.) и экспортные пошлины — прежде всего на те же углеводороды (1 трлн. 915 млрд.). НДС составляет по итогам 2017 г. 34% доходов федерального бюджета и 56% ненефтегазовых доходов. В абсолютных цифрах бюджетной системы больше только сбор подоходного налога (более 6 трлн. рублей), но так как он зачисляется в региональный и муниципальный бюджеты, а не федеральный, то в контексте запланированного пиршества расходов федерального бюджета неудивительно, почему он меньше заинтересовал власти. Тоже самое касается налога на прибыль — лишь 3% от него идут в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Благодаря внедрению автоматических систем контроля уплаты НДС контрагентами доходы от уплаты этого налога постоянно растут, с 2010 г. удвоившись в рублевом исчислении.

Что из себя представляет этот налог? Этот налог уплачивается, грубо говоря, с той наценки, которую делает предприниматель. Допустим, вы купили огурцы и помидоры и сделали из них салат. Стоимость салата выше, чем огурцов и помидоров. Вот с этой разницы и исчисляется налог. Чем сложнее ваше производство, чем больше компонентов оно использует, тем в большей степени на нем будет отражаться НДС. Правда, НДС налог возмещаемый: продавец может возместить сумму налога, которую его поставщик включил в стоимость. В свою очередь, при следующей продаже этот продавец, выступающий теперь уже как поставщик, сам заложит НДС для следующего в цепочке покупателя. Тот же, кто купит товар для конечного использования, никакого возмещения НДС не получит.

Сейчас рассмотрение возврата НДС занимает три месяца, и еще месяц необходимо ждать собственно возмещения. То есть, при уплате этого налога фактически происходит кредитование бюджета (что особенно актуально в условиях высокой инфляции, когда НДС и вводился). Для отдельных, особенно близких властям, предпринимателей, конечно, как мы помним по «делу Магнитского», вернуть НДС могут и за один день. Кроме того, возмещение получают экспортеры, однако оно настолько трудно, что многие простые предприниматели предпочитают с ним даже и не связываться.
Возмещением экспортного НДС в основном занимается крупный бизнес — то есть, производители основных экспортных товаров, нефти, нефтепродуктов, газа, металлов. Здесь возврат НДС может тянуться годами, фактически, по правоприменительной практике, осуществляясь исключительно в судебном порядке — то есть налоговая инспекция имеет политическое указание всем отказывать, и экспортер доказывает свою правоту в суде, а бюджет пока что пользуется его деньгами. Впрочем, когда на кону миллиарды рублей, конечно, найдутся деньги и на адвокатов, и на суды. В связи с чемпионатом мира по футболу в России в 2018 г. ввели и возврат НДС для иностранцев-туристов, известный нам по многим странам, которого раньше не было.

Каков уровень НДС в России по сравнению с другими странами? Как обычно, вопреки мифу про «низкие налоги в России», он не такой уж и маленький в вот этих вот сравнениях. Среднеевропейская ставка НДС ниже российской, теперь разница только вырастет. Существующий в США налог с продаж (основная разница между ним и НДС в том, что он не возмещается контрагентам) составляет в разных штатах от нуля до 13%. В России есть некоторое количество льготных товаров — это прежде всего, еда (за исключением деликатесов, под которыми понимаются широкий ассортимент товаров — телятина, копченое мясо, те же популярные в России семга и форель), товары для детей и лекарства, внутренние авиаперевозки, на которые НДС был и остается 10%.

Кто пострадает в меньшей степени от повышения НДС? Прежде всего, речь идет о крупных экспортерах — газовиках, нефтяниках, металлургах, а также о производителях товаров с льготным НДС. Хотя пострадают и они — в их цепочках поставщиков тоже есть НДС. Хуже всего будет тем, кто покупает дорогую продукцию у поставщиков и платит большие суммы входящего НДС, у кого цепочки поставщиков длинные, а количество поставщиков большое. Прежде всего, речь идет о производителях сложной технической продукции, то есть тех самых «инноваторах», о которых на словах власти так неустанно пекутся. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, свыше 5% составит рост цен для производителей машин и оборудования, автомобилей, пластмассовых изделий, производства электроэнергии и строительства.

В целом же повышение налога довольно существенно — тут вернее смотреть не на цифру «2% роста налога», а на цифру «роста налога более чем на 10% от базовой ставки». Согласно опросу Института Адизеса — крупной консалтинговой компании в области управления предприятиями, 80% производителей собираются повышать цены в связи с вступлением с начала 2019 г. в силу этого закона. Очевидно, что вырастет инфляция — министр финансов Антон Силуанов оценивает ее рост в 2019 г. в 1.5%, до 4−4.5%.

Учитывая то, что по итогам 2017 г. инфляция составила 2.52%, что кстати правительство РФ неизменно рекламировало как свое большое достижение, можно сказать, что инфляция увеличится почти в два раза. В свою очередь, стоит добавить, что расчет статистиками инфляции традиционно — во всех странах — подвергается сомнению из-за эффекта более быстрого роста цен на дешевые товары и более медленного на дорогие, то есть буханка хлеба будет дорожать быстрее, чем мерседес.

Ну, а в России предметом традиционных шуток является значительное превышение роста цен на услуги ЖКХ по сравнению с цифрами официальной инфляции. Например, по официальному решению Правительства рост цен на тарифы ЖКХ в 2017 г. должен был составить 4.9% (при инфляции 2.52%), реально же советую читателям из разных регионов проверить по собственным платежкам, что там стало с этим ростом (полагаю, что он будет еще выше). Стоит ждать и замедления экономического роста, что обычно происходит при повышении налогов во всех секторах экономики, как в данном случае.

Ряд экономистов считают, что, выбирая между различными сценариями повышения налогов, повышение именно НДС следует признать лучшим. Если увеличивать ставку НДФЛ, то снижаются стимулы работать, а если увеличивать ставку по страховым взносам, то снижаются стимулы нанимать работников. Если поднимать налог на прибыль, это ударит по инвестициям. Однако за счет высокой налогооблагаемой базы НДС его требуется поднять не так сильно, как НДФЛ или страховые взносы. Но, думается, первичны вовсе не эти соображения, а то, что правительство хочет не абстрактно увеличить доходы бюджетной системы, а поднять конкретно доходы федерального бюджета, то есть те, которыми распоряжается правительство, а не губернаторы или муниципалитеты. К тому же, повышение НДС бьет по платежеспособному спросу, который в российских условиях вряд ли важнее инвестиций (многие из которых осуществляются административно-командным путем и их эффективность сомнительна).

Была ли альтернатива повышению НДС — ну, за исключением абсолютно необходимого, но невозможного при этом политическом режиме, где за каждой крупной строкой расходов стоят высокопоставленные лоббисты, снижения государственных трат? Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что такой альтернативой является смягчение «бюджетного правила». Чтобы не утомлять читателя длинными формулами, скажем, что речь идет об инициированном тем же Кудриным в бытность его министром финансов правиле, согласно которому дополнительные доходы за счет цен на нефть, превышающих $40, должны идти на пополнение резервных фондов правительства — сейчас из двух остался один Фонд национального благосостояния. То есть, немного меньше сберегать и немного больше тратить нефтегазовых доходов. Эта идея, действительно, имеет смысл в условиях нынешних высоких цен на нефть, и это довольно очевидно (хотя вопрос о самом существовании резервных фондов, их объемах и инвестициях относится к дискуссионным).

Есть и еще более очевидная идея — это положиться на ускорение экономического роста. Именно эта идея лежит, например, в осуществленном в США Дональдом Трампом резком снижении налогов — рост дефицита бюджета в среднесрочном периоде будет компенсирован ростом налоговых доходов за счет увеличения экономического роста. Однако, нынешние руководители Минфина, видимо, оказались хорошими учениками самого Кудрина, который долгое время призывал к осторожности при принятии макроэкономических решений и учету не только оптимистических, но и пессимистических сценариев. В бурный экономический рост, на самом деле, они не очень верят. Хотя Путин регулярно обещает — последний раз к 2020 г. — достичь роста экономики темпами выше мировых (которые к 2019 г. по прогнозам МВФ составят 3.9%).

Бюджет ежегодно получит дополнительные 600 млрд руб. доходов, считает Министерство финансов. С учетом роста ВВП на искомые пять лет «нацпроектов» — около 3.2 трлн руб. из искомых 7.9 трлн. Однако тут есть вопросы. Начнем с того, что сейчас собирается 5 трлн. НДС, и его рост на 10% — это не 600 млрд. рублей, а меньше. Во-вторых, прежний прогнозный план по экономическому росту стоит пересмотреть в сторону понижения как минимум в 2019 г. именно в силу роста налогов. А налоги, как и рост НДС, в России имеют тенденцию расти постоянно, в лучшем случае называясь акцизами и неналоговыми платежами, как в предыдущие годы. Давайте вспомним, как менее чем за месяц до объявленного роста НДС министр финансов Антон Силуанов уверял, что налоги в России будут стабильны на протяжении 6 лет. А буквально год назад Силуанов обещал совершенно иную конструкцию налоговой реформы — рост НДС с одновременным снижением социальных платежей с 30 до 22%.

Такого рода заявления, конечно, делаются не из-за большого желания давать несбыточные прогнозы. Они даются по причине того, что настоящим центром экономической политики является Владимир Путин. Принимаемые им решения базируются не на парламентской процедуре, не на экспертном анализе, а на забегах в высокие кабинеты авторов концепций «мостов на Сахалин» и «скоростных железнодорожных магистралей Краснодар — Грозный».

Потом оказывается, что денег на эти концепции нет, но раз Путин сказал, то надо найти. «Находят» эти деньги за счет повышения налогового бремени населения и бизнеса, прежде всего — мелкого и среднего, у которых своих ходоков, способных дойти до главы государства, нет. Даже когда есть возможность, как сейчас, найти деньги за счет тонких процедур вроде бюджетного правила — это представляется слишком сложным, слишком рискованным. Адвокаты правительства в своем творчестве часто используют аргументы в стиле, «да, но зато…». Что с ними выходит — хорошо видно из описанной выше истории «повышения НДС, зато снижения социальных платежей».

Путин с легкостью использует те идеи, которые означают рост полномочий правительственного Левиафана и его доходов (их обычно объясняют «борьбой с теневой экономикой и уклонением от налогов», «активной промышленной политикой», «инвестициями в инфраструктуру» и т. п.). Но как только дело доходит до иных предложений, то они постепенно растворяются в воздухе или переносятся в светлое будущее. Беда России — не в недостаточном сборе налогов. А в их сборе на массу в лучшем случае ненужных, а в худшем — вредных вещей.

https://mbk.media/sences/ne-mudrstvuya/
НЕ МУДРСТВУЯ: ВМЕСТО ТОНКОЙ НАСТРОЙКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОСТО ПОВЫШАЕТ СТАВКИ НАЛОГОВ

Дмитрий Яковлев
Это же думать надо! А им в гос.думе не когда думать. Им законы надо принимать.

Break Beat
Хотел написать коммент. Потом вспомнил, что уже много писал, и решил: да ну, от греха подальше. Промолчу.

Эдвард Юшинков
Кто-то концы прочищает 🤔

Андрей Затока
Почти как в Туркмении при Ниязове: потратят деньги на помпезные дворцы и неокупаемые отели, а потом затыкают дыры за счёт бюджетников и населения.

Andrew Anders
Андрей, расскажите еще что нибудь про “загнивший запад”,пролейте бальзам на душу....

Геннадий Загитов
когда пишут про госдолг сша-сразу настроение поднимается)))

Andrew Anders
точно!

Геннадий Загитов
мы можем бесконечно наслаждаться новостями про госдолг,про распад европы, че там у хахлов и восстановление сирии идет полным ходом)))

Andrew Anders
А как сейчас живут....

Андрей Затока
не путайте проплаченную рекламу и реальную жизнь.

Andrew Anders
Андрей, они......?

Andrew Anders
и это?

Andrew Anders
тоже проплаченная реклама?

Andrew Anders
Андрей, зачем нашему зомбоящику реклама Туркмении?Что бы мы туда все “ломанулись”?

Andrew Anders
Андрей, чего-то “гастеров” туркменов в рф не наблюдаю....вопрос...если у них так все плохо...

Дмитрий Сенин
На все повышения властью налогов , в Рашке происходит обратный процесс оптимизации бизнеса . Это своего рода игра с нулевой суммой , на сколько бы не повысили или не подняли что либо власти в стране ,бизнес создает обратный вектор ,в виде серых зарплат и аутсорсинга . А результат в итоге такой , либо государство получает еще более низкое качество экономики либо вообще ничего не меняется Причем например если гипотетически поднять НДС наример до 50% а пенсионный возраст до 80 лет , то бизнес просто вообще перестанет что либо платить в белую , а пенсионерам которых по закону нельзя уволить будут держать на аутсорсинге ,и платить им 50 рублей в день зарплату .Типо того .

Сергей Асиновский
можно подробнее про аутсорсинг рабочей силы? Если человек у вас в штате, то это уже не аутсорсинг.

Дмитрий Сенин
ну я утрирую конечно ,придумают лазейки , тут в Рашке вся суть законов в том что в них всегда есть лазейки для себя любимых ))

Сергей Асиновский
не, это не утрирование. Такой способ не платить социалку и медстраховку и вправду есть - нанимать по договору ипшников. Не знаю только как на это смотрит налоговая.

Дмитрий Сенин
ну если вы целый завод по такому принципу наймете то это точно будет подозрительно ))

Эльчин Алиев
Такое впечатление что враг не за забором , а в доме

Юрий Гапонов
это не впечатление, а факт....

Геннадий Загитов
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ.АКЦИИ МЕТАЛЛУРГИЧИСКИХ КОМПАНИЙ ПОДЕШЕВЕЛИ НА ФОНЕ ТОГО, ЧТО ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА СКАЗАЛ.У МЕТАЛЛУРГОВ НУЖНО ОТЖАТЬ ТРИЛЛИОН))) ОХЕРЕННАЯ ЭКОНОМИКА))))

Eugen Gladkov
чтобы корова больше доилась и меньше питалась, корову надо больше доить и реже кормить :D

Сергей Горин
Не выстраивать же крепкую экономику в самой богатой ресурсами стране. Проще стричь овец, пока они позволяют.

Алексей Сорокин
Гнать взашей из нашей страны !!!

Марина Бородина
Лaйк, кто моет попу

Фридрих Ницше
Да,инициалы ВВП и аббревиатура ВВП ,каким то трагическим образом для России взаимоисключают друг друга.

Фридрих Ницше
Шариковым, из математических действий ,лучше всего удается деление,они искренне не понимают,зачем придумали умножение.

Денис Левчов
Пударас.

Тарас Бульба
А зачем заморачиваться? Стадо за, да даже если и против ,то что?

Сергей Асиновский
Неплохая статья. Единственное, хотелось бы подробнее про "среднеевропейский НДС", который в Польше 23, в Чехии 21, в Голландии, кажись, тоже 21%. UPD. https://www.vatlive.com/vat-rates/european-vat-rates/

Andrew Anders
Сергей, вам не похер какой у них ндс?Вы в Польше были?Не как турист,а вообще...

Сергей Асиновский
меня озадачила фраза про "среднеевропейский НДС". "А вообще" не как турист я живу 8 лет в Чехии.

Andrew Anders
на счет фразы ссогласен...

Andrew Anders
не хочу развивать эту “тему”...

Юрий Зюзин
У нас разве есть правительство?

Геннадий Загитов
ЭКОНОМИКА ГОВОРИТЕ?))https://lenta.ru/news/2018/08/10/belousov/

Андрей Аладьин
Белоусов хотел ввести свои санкции ?

Геннадий Загитов
ВВЕЛ)))

Светлана Юрьева
К большим деньгам нужна большая голова.