Свободные новости
Поcледние статьи

ПЛАТНЫЕ ШКОЛЫ В СССР

ПЛАТНЫЕ ШКОЛЫ В СССР

Как и сколько платили за среднее образование в Советском союзе
Когда заходит разговор об увеличении объема платных образовательных услуг в России, старшее поколение часто вспоминает Советский союз, где «все было бесплатно». Переубедить их порой невозможно, а зачастую лишь один намек на то, что в СССР приходилось платить за обучение, вызывает бурю негодований. «Мел» рассказывает, действительно ли приходилось тратиться на образование родителям школьников во времена Ленина, Сталина и Хрущева.
Неформальная плата

Школа должна быть светской, единой и бесплатной: так в октябре 1918 года в своем декрете большевики сформулировали базовые характеристики системы начального и среднего образования новой республики. Система действительно стала светской — уроки закона Божьего не без препятствий были отменены. Стала и единой — гимназии и разделенные училища упразднили, из начальной школы ученики стали переходить в среднюю. А вот для полной отмены платы за обучение потребовалось почти 40 лет.

В первые годы советской власти школьное образование столкнулось с большими трудностями: это и обнищание материальной базы, и разброд в учебных программах, и ухудшение социального положения учителей.

Система не была централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами. Это касалось и платы за обучение
Финансировались школы не только Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Получалось, что платы были необязательны – в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать.

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов
Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось. Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». В 1924 году был выпущен декрет, освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей: за неимущих приходилось платить обеспеченным. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В то же время, в учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались "временными" — пока государство и учреждения просвещения не окрепнут — но продлились долго. В 1930-х в среднем и начальном образовании была проведена реформа, призванная унифицировать систему образования. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей не отменили.

Все ради заводов

В 1940 году уже официально было введено платное образование в масштабе всего Советского союза. По постановлению Совнаркома от 2 октября, бесплатное обучение отменялось в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования. Полное среднее образование засчитывалось по окончании 10 классов, а среднее — по окончании семи. Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре они были определены: от платы освобождались дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей. Другие льготы касались высшего образования, которое тоже становилось не бесплатным: отмена постановления для военных факультетов, авиационных учебных заведений, а также национальных студий в художественных вузах (хотя в них плата должна была быть самой большой).

Цена обучения в выпускных классах школы на первый взгляд была не столь высока: в столицах союзных республик, Москве и Ленинграде — 200 рублей за год, в других городах и селах — 150. По статистике, в 1940 году средняя зарплата у рабочих и по всему народному хозяйству равнялась 340 рублей. В сельском хозяйстве она была значительно ниже — 229 рублей, но зависела от трудодней и натуральных выплат, что практически ограничивало в возможности платить за обучение.

«Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли, иначе надо было что-то продать из хозяйства, — вспоминала белоруска Нина Тикач. — И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили».

В других сферах плата тоже серьезно ударяла по кошелькам. В преамбуле указа было сказано о «возросшем уровне материального благосостояния трудящихся». Но, например, по официальным данным, потребление продуктов качественно уступало показателям второй половины 1920-х. При сохранении общего уровня покупательной способности выросло материальное неравенство населения. Необходимо учитывать и то, что среднее количество детей у одной женщины в довоенные годы варьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все они доживали до старшей школы и желали в ней учиться, но факт в том, что в одной семье могло быть больше одного ребенка-старшеклассника. Если в вузах плату могла покрыть стипендия, которую стали начислять только тем, кто хорошо учился, то в школах расходы полностью ложились на родительские плечи.

Как сказалось нововведение на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Она естественным образом увеличила число льготников — детей военнослужащих, инвалидов и погибших
Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца — до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом «о государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, незаплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию.

Учащиеся вузов в буквальном смысле начали бунтовать, а преподаватели опасаться сокращения зарплаты
Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: “Как Вас теперь назвать — товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?”». Официальные же митинги были посвящены горячему одобрению не ввода платы за обучение, а объявлению о мобилизации в рабочие училища. Как писала советская пресса, они проходили на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу.

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик. В 1942-1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку.

Полностью бесплатно

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках. В последующие годы появлялись попытки сэкономить бюджетные деньги за счет учащихся. Например, сокращение обслуживающего персонала вроде уборщиц — порядок в зданиях школ наводили сами ученики. Или же школьников отправляли на кратковременную работу в колхозы и на заводы. Но школа отныне считалась бесплатной, то есть существующей на деньги государства.

Но ради больших знаний все же приходилось задействовать личные связи, пробиваться собственным умом на олимпиадах или платить. Например, музыкальные и художественные школы для детей в основном оставались платными
В разных концах страны условия для школ в использовании инфраструктуры и материальном обеспечении были различными. Неформальные сборы с родителей могли решить мелкие хозяйственные проблемы и дополнительно поощрить работу учителей. Нельзя забывать и о тратах на форму, питание и канцтовары. Непременный школьный атрибут — учебники — тоже необходимо было покупать. Государственное решение вопроса о них датируется 1978 годом, когда вступило в силу постановление правительства о переходе на бесплатное пользование учебниками. Получали литературу в школьных библиотеках и через них же передавали по «наследству» — срок годности был определен в четыре года. В случае потери или серьезной порчи книг школьников ждали санкции — им угрожали неаттестацией.

К распаду Советского союза система среднего образования сохранилась в своем бесплатном виде.
http://mel.fm/2015/10/27/paid_education

ПЛАТНЫЕ ШКОЛЫ В СССР

Антон Кружилин
А совки не верят, что оно так было))))

Александр Антонов
Антон, да не верю. Сам то молодой, но от родителей такого не слышал и вообще ни от кого не слышал. На дезу похоже, или на факты сильно притянутые за уши.

Антон Кружилин
ответил
Александр Антонов
в инете даже скан приказа 40 года есть

Абай Джусупов
ответил
Антон Кружилин

Яна Айнсанова-Жуковская
ответил
Антон Кружилин
забавно, в статье говорится, что через тяжёлый кризис в СССР пришли-таки к бесплатному образованию, которое выпускало отличных специалистов (по чьим железным дорогам мы до сих пор ездим, на чьих заводах до сих пор работаем и чьими достижениями, например, в области освоения космоса, мы так гордимся). Но нет, "совки" во что-то там не верят. Многие "совки", те же ветераны ВОВ, глазам своим не верят на что пошли их усилия и надежды.

Сергей Чердынцев
ответил
Яна Айнсанова-Жуковская
в настоящее время протяжённость железных дорог в России - 86 тыс . км, а до революции 1917 г. из них было построено 70 тыс. км, т.е около 80%. Вот ракет при царе ещё не делали. Их делал потом Королёв, которого арестовали в 38-м, был приговорён к ВМН, его пытали, сломали обе челюсти, а просидел он в ГУЛАГЕе до 44-го. Вы хотите повторения этого?

Яна Айнсанова-Жуковская
ответил
Сергей Чердынцев
всегда можно выделить только худшее, но, скажем, ракеты делал не один Королёв. Я не говорю, что надо возвращать самые мрачные страницы истории, которые и в наше время "торжества демократии" активно пишутся. Но неуважительное отношение к людям, которые работали, воевали и верили в лучшее будущее - низко.

Сергей Чердынцев
ответил
Яна Айнсанова-Жуковская
знаете, гитлер тоже строил лучшее будущее для Германии, но закончилось всё полной катастрофой для него. Однако, Германия стала ещё более привлекательной после её демократизации при помощи американцев. Сравните развитие Северной и Южной Корей, может что-то прояснится...

Яна Айнсанова-Жуковская
Сергей, мне нравится Северная Корея. :) Во-первых, сравнивать нацистскую Германию и СССР верх абсурда, учитывая, что в борьбе с этой заразой погибли миллионы советских граждан. Идея коммунизма не подразумевает геноцида отдельных национальностей, напротив, говорилось о необходимости мира на Земле. 2) СССР, как и сейчас сев. Корея, с самого момента появления на свет до развала находился в непрекращающейся конфронтации с капиталистическим миром. С нами не торговали, нам не помогали, нас очерняли перед мировой общественностью при любом подходящем случае. Фактически, страна непрерывно находилась в состоянии войны, то открыто обьявленной, то нет. Как Вы считаете, это тепличные условия для развития? Я считаю, что для своего времени и тяжелой политической обстановки СССР достиг внушительного прорыва во всех областях, единственно усилиями хороших граждан и хорошей идеей. Людям было к чему стремиться. Театр, кино, музыка, промышленность, образование, космос, наука в лучшем ее понимании, досуг, продолжать можно долго. Где теперь кружки авиаконструкторов, где юные художники, юные физики, каких людей растят сейчас на территории СНГ? О чем они мечтают? Честно, мне просто смешно и горько от того, что многие люди даже не понимают ЧТО они потеряли за импортную колбасу (которую опять как-то нельзя), джинсы и видимость свободы.

Вадим Нехац
ответил
Яна Айнсанова-Жуковская
мне кажется ,чтобы судить о том, что из себя представлял союз, надо было хотя бы при нем пожить)

Яна Айнсанова-Жуковская
ответил
Вадим Нехац
жила, не в лучшие его годы ИМХО. Тем не менее учебники в школе и сама школа были бесплатными.

Сергей Чердынцев
ответил
Яна Айнсанова-Жуковская
а мне не нравится Сев. Корея. Это практически страна тоталитарного абсурда. Коммунизм - сладкая сказка для взрослых, унесшая десятки, даже сотни миллионов жизней. Прощайте, любительница людоедов )))

Владимир Гончаров
ответил
Сергей Чердынцев
Капитализм унёс жизней значительно больше, чем любой Камунизм. Один Только Мадагаскар чего стоит... Две войны, две французике интервенции, после второй, страна с 2 миллионным населением практически перестала существовать и территория оказалась никому ненужна. И это было Начало двадцатого века.

Сергей Чердынцев
ответил
Владимир Гончаров
Вы вспомните ещё все мировые войны)))

Владимир Гончаров
ответил
Сергей Чердынцев
ну а вы вспомните, кто и как боролся с Комунизмом, и по чьей вине погибли эти самые миллионы. А насчёт жертв... есть одно такое слово Индия и колониальная эпоха.... ооо с тем, что бы использовать по полной ближнего, вплоть до его смерти с Капитализмом ничто не сравниться)

Сергей Чердынцев
ответил
Владимир Гончаров
в нашем дорогом государстве только внутри за инакомыслие были уничтожены и репрессированы несколько миллионов человек. Почитайте хотя бы солженицына и Шаламова. А то небось только телевизор и смотрите)))

Владимир Гончаров
ответил
Сергей Чердынцев
В самый урожайный год в СССР при населении в 210 - 220 миллионов человек, сидело в лагерях и прочих исправительных учреждениях около 1.7 милионов человек. Сейчас при населении в 145 миллионов человек, сидит 700 тысяч, о каких миллионах идёт речь? СССР один заключённый на 150 человек. Современная Россия 1 заключённый на 200 человек. Ооо вспомнили этот Сборник Лагерных Баек.

Антон Кружилин
ответил
Яна Айнсанова-Жуковская
странно достижения отдельных людей вы причисляете к достижению СССР. Заводы и дороги строили люди, которых согнали в Гулаг. Отличное достижение.

Салават Ахметшин
Че за бред?

Абай Джусупов
ответил
Салават Ахметшин
больше,откровенная ложь от контры

Пётр Боровинских
Ну так пришли же в итоге к бесплатному. Прогресс очевиден. А после ельцинского переворота и по сей день социальные завоевания отбираются жульём обратно. И это справедливо, так как за блага нужно бороться.

Вадим Страмоус
1. В СССР налоговые отчисления были ниже чем сейчас 2. Обучение в средних школах, пту, техникуме, институтах и университетах было бесплатным 3. Выплачивалась стипендия 4. Учебники были бесплатными 5. Спортивные секции и прочие государственные системы дополнительного образования были бесплатными. 6. Подготовительные курсы при высших учебных заведениях (для тех кто хотел поступить без связей и взяток), тоже были бесплатными. Половина статьи бред.

Kola Brizz
ответил
Вадим Страмоус
обучение в муз. школе, было платным. Так, что уберите из списка.

Вадим Страмоус
ответил
Kola Brizz
бесплатным. Моя сестра училась в музыкальной школе по классу аккардеон. Окончила в 1988 - Обучение было БЕСПЛАТНО

Kola Brizz
ответил
Вадим Страмоус
нет платным. Не знаю где училась ваша сестра, но моя мама и тётя закончили муз. школу по классу фортепиано, и бабушка платила за каждую 24 руб. в месяц. Я квитанции видела)) Зайдите в гугл, поинтересуйтесь.

Богдан Богданов
ответил
Kola Brizz
моя мама училась в муз.школе на фортепиано и было бесплатно

Kola Brizz
ответил
Богдан Богданов
ну, видимо вашей маме повезло. Или возможен такой вариант: ваша мама не знала, что за музыкальную школу родители платили. ))

Алёна Литвиненко
ответил
Kola Brizz
кстати, да. Возможен. Я пошла в муз школу в 87 и пытаюсь щас вспомнить, платила ли мама за неё) не помню, не слышала таких разговоров, квитанций не видела. И спросить сейчас уже не у кого. Аж самой теперь стало интересно)

Богдан Богданов
ответил
Kola Brizz
))) ей было 30 в 1983 и она могла сама позволить оплачивать 😉

Kola Brizz
ответил
Богдан Богданов
вот мы и подошли к тому моменту, где выяснилось, что мы рассуждаем о разных временных отрезках. Вы с вашей мамой, о 80х, я со своими родственниками, о 70х. )) ры.сы. никогда ранее не слышала, что бы люди в 30 лет учились в муз. школе. (не шучу и не ёрничаю)

Вадим Страмоус
ответил
Kola Brizz
зачем мне гугл. Я рос в СССР и с памятью у меня все хорошо. В гугле много можно чего найти. И я говорю не за 20е годы ссср, а за 80-90е.

Елена Свистунова
ответил
Вадим Страмоус
в эти годы обучение в музыкальных школах было платным ,вот если двое детей училось одновременно платили только за одного .

Вадим Страмоус
ответил
Елена Свистунова
моя сестра училась в музыкальной школе бесплатно! Я учился игре на 6ти струнной гитаре, на дому у преподавателя, уже платно и в частном порядке. Так как в муз.школе был класс только 7ми струнной.

Елена Свистунова
ответил
Вадим Страмоус
моя дочь училась -было так (ленинградская обл.).

Артём Свистула
ответил
Вадим Страмоус
вот именно. СССР просуществовал 70 лет, более-менее хорошо граждане жили 25-30 лет. Что было до этого и какой ценой дались эти пара-тройка десятилетий - как-то все забыли.

Никита Астахов
ответил
Артём Свистула
важно не зацикливаться на том, что уже поняли, и двигаться дальше! История повторяется только для тех, кто не смог ее уроки выучить за один раз!

Артём Свистула
ответил
Никита Астахов
вся история человечества показывает, что её уроки никак не воспринимаются. То, что происходит сейчас в мире в общем и между нашими странами в частности - яркий тому пример.

Никита Астахов
ответил
Артём Свистула
не умеют люди учиться - а хотят бесплатно - смешно )))

Артем Киселев
ответил
Вадим Страмоус
а смысл обвинять половину статьи в бредовости, а потом уточнять, что вы пишете только про 80-90-е. И да, я учился в 80-90-е в советской школе и мы ее каждую неделю мыли. Было дежурство по классу отдельных учеников и дежурство по школе класса. когда мылись стены и полы в коридорах. И в полях поработать вывозили. Все в статье по делу.

Вадим Страмоус
ответил
Артем Киселев
у нас девочки мыли, а мы ходили раз в неделю на завод, после школы, оконные рамы собирать.

Артем Киселев
ответил
Вадим Страмоус
у нас мыли все и в поля автобусами всех вывозили. На предприятия не отсылали, но массово вся школа под учет сданного количества - была норма - клеила пакеты бумажные для фарм.фабрики травы упаковывать - вплоть до того, что на дом вручали пачку заготовок и вперед. Потом сколачивали посылочные ящики - пирамиды стояли в мастерских и гнули какие-то металл заготовки, но это меня как-то миновало.

Kola Brizz
ответил
Вадим Страмоус
а я говорю о второй половине 70х и у меня со зрением всё хорошо. Я собственными глазами видела эти квитанции, которые хранились у моей бабушки.

Андрей Анисимов
МИНОБР - ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА, ведущая страну к катастрофе. Специалисты говорят об этом сегодня открытым текстом. Е.Ю.Спицын: http://www.youtube.com/watch?v=F2rUBwlcsMo

Евгений Сиволапов
Ну не бывает ничего бесплатного. Дождевая вода, разве что. Учителю надо кушать, учебники надо печатать, школьное хозяйство надо поддерживать. Вопрос только в том, каким путём распределяется изъятие средств у населения, и каким путём распределяются расходы. Можно платить напрямую частной школе, а можно горбатится всю жизнь за копейки, а на произведённый продукт государство обеспечит образование. А можно и платить огромные налоги, оставшееся напрямую школе и дети всё-равно останутся без образования.

Paul Zolotarev
В голове совковых патриотов СССР представляет смесь некоторых основных чёрт разных лет. При этом они не помнят ни продразвёрстки, ни голода, ни коллективизации, ни ещё одного голода, ни цены победы, не помнят талонов на еду, тотального дефицита и убожества страны победившего социализма.

Марина Недавняя
В 1940 году средняя зарплата у рабочих 340 руб.? Вы бредите товарищи, на то время это огромные деньжища были, вы что-то путаете.

Андрей Шмыков
ответил
Марина Недавняя
так и есть, как в статье - 339 руб в 1940 году. Погугли сама.

Сергей Иванов
Музыкальная школа была платная! Мне регулярно раз в месяц учитель по сольфеджио выдавал квитанцию на оплату, чтобы отдал родителям. И учебники тоже покупали родители сами, по крайней мере, до начала 1980-х...

Вадим Страмоус
ответил
Сергей Иванов
может быть родители платили за репититорство?

Сергей Иванов
ответил
Вадим Страмоус
нет, это была самая обычная городская музыкальная школа. А репетиторам, кстати, по квитанциям не платят - им сразу наличкой на руки дают.

Сергей Иванов
Кстати, Вадим, про бесплатные подготовительные курсы при ВУЗах тоже не нужно заливать! Я когда готовился к поступлению в универ, за курсы платил - 13 рублей в месяц. Курсы длились 6 месяцев.

Салават Ахметшин
И тем не менее рабочиму классу жилось легче чем сейчас! Нет работы устроют, бухаеш вылечат, хорошо работаеш- езжай на море отдохни, проблемы с жильем хоть общагу да дадут!

Евгений Гладков
ответил
Салават Ахметшин
я очень сомневаюсь, что рабочему классу жилось легче. только к 70м годам их положение стало неплохим, но там и пошел отсчет концу той системы.

Анастасия Якубова
ответил
Салават Ахметшин
а что-то не так пойдет, загрустишь, засомневаешься - расстреляют . Помогут, короче

Салават Ахметшин
ответил
Анастасия Якубова
зато сейчас не расстреливают! За измену родине пол думы можно было вальнуть!

Антон Осенчук
ну если считать поборы , то мама у меня ежемесячно сдавала на ремонт школы и прочие хоз.сборы , а не само образование ,за которое хотят заставить платить

Оксана Овсянникова
И художественная школа была платная.

Efremoff Artemiy
Понятно, что ничего бесплатного нет, но факт в том, что формально даже мои родители за школу и институт не платили! Конечно после института было распределение, то есть надо было отработать несколько лет там где скажут, но это нормально! Я тоже учился бесплатно датский сад - школа - училище - техникум, а в институте уже была оплата, но не большая!

Никита Астахов
В мире нет ничего бесплатного! Не надо прятать правду за красивые слова! Все зависит только от того, насколько надежно Система уничтожает паразитов!

Саят Исембаев
Интересно разберутся с этими коррумпированными регионами

Юлия Жданова
Ежели поглубже копнуть,то Школа не учит человека быть человеком. Школа и современное общество(родители,ТВ,глянец итд) учат добиваться успеха в мире материального. Учат только зарабатывать деньги, славу, обеспечивать себя материальными благами. Образование не ставит перед собой цель вывести человека на более высокий уровень сознания. Сегодня в нашем мире масса людей с высшим образованием, с первоклассными дипломами, но мир никогда еще не был так плох в том, что касается братства, умения жить рядом друг с другом (читаем свои,чужие комментарии ) Пока же люди живут "играя", тратят много сил в погоне за материальными благами, стремясь достичь максимально возможного качества жизни. При этом, качество жизни они видят исключительно в материальном и не ищут его внутри себя. В результате складывается некая общая "стадная" концепция, в основе которой лежат шаблонные суждения и рекламные слоганы. Все эти информационные потоки, как раз и рассчитаны на удерживание нашего сознания на полуживотном уровне покорного представителя "стада", ведомого "пастухами" для решения своих, нужных только им задач. Один мыслитель античности говорил: "Я мыслю, следовательно, я - существую". На мой взгляд, он заблуждался. За человека это делает получаемая им информация. Эта информация попадает в мозг не через сознание, а через подсознание. Как работают самые лучшие рекламные агентства, задействованные, например, в предвыборной кампании? Они стараются, чтобы их посыл как можно сильнее засел в мозгу электората . В результате - у нас накапливается неосмысленная информация - настоящий "информационный мусор"... Именно для накопления неосмысленной информации реклама прерывает интересный фильм. Сейчас такое время что все зависит от вас родители.Какими вы будете ,такими и будут ваши чада.Школа не играет роли никакой . Чему детей научим в таком мире они и будут жить.

Андрей Хафизов
Шта? У меня бабушка в эти годы училась и всё было бесплатно, откуда это вообще взяли?=))))

Владимир Гончаров
А сейчас, никто просто так квартиру не даст(

Никита Астахов
ответил
Владимир Гончаров
и в СССР ее просто так не давали! Даже учителя и медработники - самые соцобеспеченные, получали уже после 40, пожив на квартирах, и проработав по заброшенным деревням!

Владимир Гончаров
ответил
Никита Астахов
Слушай не надо мне тут Заливать.... У нас 90% населения живёт в приватизированых данных просто так квартирах. У меня когда у семьи сносили дом, для строителство моста. Дали 3. ТРИ МАТЬ ЕГО ЗАНОГУ квартиры. Две Трёхкомнатных и одну однокомнатную. При этом дом был, мазанка.... небольшая.

Никита Астахов
После института было распределение! Должен был ехать хоть на Колыму, если партия прикажет! Там квартиру и получишь бесплатную, в виде вагончика ))))

Никита Астахов
ответил
Владимир Гончаров
ты тоже не переставляй все местами! Хрущевки, которые уже начали разрушаться - все, что большинство смогло приватизировать.. спроси лучше как и за что они их получили, еще когда!

Яна Айнсанова-Жуковская
Несомненно СССР должен был развиваться, уходить от установок военного времени к лучшему, более открытому государству. Увы, мы никогда уже не узнаем, чем эта страна могла бы стать.

Никита Астахов
ответил
Яна Айнсанова-Жуковская
история не приемлет сослагательного наклонения 😉

Яна Айнсанова-Жуковская
ответил
Никита Астахов
да, как я сказала, мы никогда не узнаем, добрались бы до звезд и коммунизма в СССР. Страна погибла, причем оставив богатое наследие всем союзным республикам в виде школ, которых, кстати, при царе считай что не было, университетов, институтов, космодромов, электричества, развитых городов на Дальнем Востоке и т.д. Обидно, когда на хорошие вещи, а их было много, просто закрывают глаза. P.S. В современные школы, где вместо астрономии читают основы православной культуры, я своих детей даже за бесплатно не поведу.

Давид Могилевский
На самом деле "дискуссия" про плюсы и минусы "совкового" развития. С чем сравнивать? В "дискуссии" сравнения реализованного с обещанным и "совкового" с "постсовковым". Если учитывать РЕАЛЬНЫЕ возможности, то как раз в сфере образования "совковые" плюсы многократно превосходят "постсовковые". Для простого народа, а не для олигархов и их прихлебателей.

Алёна Литвиненко
ответил
Давид Могилевский
единственное, плохо то, что очень силён был идеологический аспект. Эти поклонения вождям, "спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство", и проч., эдакое зомбирование выбешивало)